Бизнес Клуб Личный сайт Личный сайт

Ханука

Когда в Хануку зажигают специальные — ханукальные — свечи, при этом обязательно произносят слова: «Благословен Ты, Всевышний… совершивший чудеса ради наших отцов в те годы, в это время». Вот такое необычное сочетание: в те годы — в это время. Нигде больше оно не повторяется, только в Хануку. Это значит, что наши мудрецы, более двух тысячелетий тому назад постановившие, что при зажигании ханукальных свечей правильно произносить именно такие слова, усмотрели особенный смысл в происшедших тогда чудесах и предвидели, что смысл этот окажется актуальным не только в те годы, но и в «это» — наше — время.

О каких чудесах идет речь, мы поговорим позже, а в начале зададимся вопросом: какое время имеется в виду? Что это значит — наше время? Неужели действительно именно наше время? Задумаемся на минуту. Когда-то давно произошло нечто такое, видимо, очень важное и настолько грозное, что оно потребовало надъестественных, сверхъестественных явлений и событий, необычного вмешательства Всевышнего, то есть чуда. Более того — эта ситуация или проблема возникает в каждом поколении и требует, очевидно, каких-то усилий от нас с вами, и при этом она настолько сложна и опасна, что необходимо еще и чудо… Я уверен, что даже те из нас, кто еще не начал изучать Тору и не задумывался пока о законах, по которым управляет Всевышний нашей жизнью (в том числе и о принципах, «вызывающих к жизни» сверхъестественные явления), могут легко представить себе, что если со всем нашим народом («нашими отцами») в минуту испытания произошло чудо, то ситуация, потребовавшая сверхъестественного события — чуда, была серьезной и потенциально опасной. Итак, что же произошло тогда, «в те годы», и что происходит с нами — «в это время»?

В те годы

В 3338 году по нашему летоисчислению (422 г. до н.э. по европейской хронологии) Израиль был завоеван, а Иерусалим и Храм в нем разрушены вавилонскими завоевателями. Начались 70 лет Вавилонского плена. Еврейский народ оказался в изгнании. Сам Вавилон был впоследствии захвачен Персией, и евреям была предоставлена свобода вернуться на родину и жить, как выразились бы мы сегодня, в рамках культурно-политической автономии (т.е. иметь все права, кроме полной государственной независимости). Персидское государство, в свою очередь, было захвачено Александром Македонским, и Израиль стал автономным полугосударством – полупровинцией огромной греческой империи, простиравшейся до Индии. Как это часто бывает, после смерти Александра империя распалась на три части — собственно греческую, египетскую и сирийскую. Несмотря на свои названия все они — как по национальному происхождению руководителей, так и по культурной принадлежности высших слоев — были греческими, «эллинистическими» государствами (Эллада = Греция, эллин = грек). Израиль сначала входил в сферу влияния египетского эллинистического государства, а потом — сирийско-греческого. На первый взгляд, слишком дорого это евреям не обходилось: они платили определенный налог, а в остальном пользовались полным самоуправлением. Но так только казалось. На самом деле цена оказалась высокой, страшно высокой: расплачиваться приходилось душой. Ни один человек, ни один народ не живут в вакууме. И если на какое-то явление соседи смотрят снизу вверх, то более чем естественно попытаться стать такими же, как те, кто вызывает всеобщую зависть. Рассмотрим начальные позиции противостояния Израиль — Греция. Со стороны Израиля видится: Греция — империя, Греция — военная мощь, признанный мировой центр науки и культуры, здесь была создана и развилась богатая и разветвленная мировоззренческая система — эллинизм. Мы евреи, небольшой народ. Мировоззрение и традиции у нас старые. Не пришло ли время их изменить? Правда, духовные учителя народа доказывают, что в Торе содержится всеохватывающая мудрость и сама наша история течет в точном соответствии с принципами Торы и предсказаниями пророков. Но ведь на стороне культурного «оппонента» мощь и прогресс… Со стороны Греции видится: мы — сверхдержава. И не так уж важно, что мы распались на три империи. Все они очень велики и составляют непобедимый лагерь эллинизма. Кто может противостоять нам? Идеи эллинизма завладели умами всего ознакомившегося с ними человечества… Правда, не совсем всего. Вот этот немногочисленный народ называет себя евреями (от слова «сторона», «с другой стороны»). Они утверждают, что у них есть связь с Творцом мира. Разве может быть у такого маленького народа монополия на эту связь, на понимание Его требований, устройства мира? И при этом такие лишенные зрелищности религиозные обряды — ни статуй, ни картин. Вместо того, чтобы поклоняться прекрасным образам, вдохновленным воображением художника образам, евреи отмечают каждый седьмой день — субботу, которая, по их утверждению, есть свидетельство сотворения мира Творцом и того, что Он вывел их за тысячу лет до нас, греков, из Египта и сделал навечно свободными людьми. Какие у них тому доказательства? И потом — разве это свобода? И вообще — сегодня мы правим миром! Мы и наши боги: одним словом, эллинизм. Кроме того, эти евреи делают обрезание, серьезную операцию, лишь для того, чтобы носить на теле знак, отличающий их от всего человечества. Евреи всегда находятся с другой стороны от остального мира. Но мы, эллины, знаем, что учение эллинизма всесильно ибо оно — верно. Оно всепобеждающе. Точнее, оно станет всепобеждающим, когда не будет евреев, последнего очага идейного сопротивления. Впрочем, их не надо уничтожать физически — нам нужны подданные, платящие налоги. Но они должны воспринять нашу идеологию и культуру. И тогда эллинизм окончательно победит. В 3616 г. (144 г. до н.э.) из столицы греко-сирийской империи города Антиохии в Иерусалим пришли новоиспеченные декреты. Император Антиох IV запрещает: соблюдать субботу, делать обрезание, учить Тору. Кроме того, в Храм (вновь построенный евреями после возвращения из Вавилонского изгнания) велено внести статую Зевса. На это евреи-эллинисты (легко понять, что и среди нас в те времена оказались и теперь оказываются «исты») выходят с инициативой, встречным планом. Статуи греческих богов нужно установить не только в Храме, но и на площадях городов, необходимо устраивать эллинистические праздники и приносить богам жертвоприношения от имени благодарного народа.

Лозунг и суть еврейского восстания.

Здесь-то и пролегла красная черта. Одно дело — довольствоваться полугосударственной автономией и использовать ее для укрепления ума и сердца народа, с тем, чтобы — как это предсказано пророками — Израиль через исторический процесс освобождения стал всемирным духовным центром, царством и светочем, чтобы все народы пришли в Иерусалим услышать слово Всевышнего и мудрость Торы, и совсем другое дело, когда в рамках этой автономии еврейскому народу предлагают жить без субботы и без Торы. Без этого перестанет существовать еврейский народ, человечество не сможет прийти к признанию Всевышнего и вся идея сотворения мира теряет смысл. И Матитьягу а-коген, первосвященник из рода Хашмонеев, живший в городе Модиин, что в 30 км к северо-западу от Иерусалима, вместе со своими пятью сыновьями поднимает восстание. Лозунг: «Кто за Всевышнего —ко мне!» Огромная империя и маленький народ. Да что там — шесть человек! Но к ним стекаются другие люди, и уже дошло до первых столкновений. Партизанская война в горах. Жизнь в пещерах. Неожиданные нападения ночью в самых разных местах. Когда-то так действовал Авраам, первый еврей, с 318 воинами выступивший против тысяч солдат противника. Так воевал Давид против филистимлян (пелиштим). Матитьягу, старый, опытный человек, знаток Торы, мудрый и мужественный вождь, передает перед смертью руководство восстанием своему третьему сыну — Йегуде, наиболее подходящему для этого в военное время; В народе его называли Йегуда Маккаби (по-русски иногда произносят «Маккавей», а отсюда и «Маккавейские войны»). Слово «Маккаби» — аббревиатура, составленная из первых букв слов —»Какая сила подобна Тебе, Всевышний?» Поначалу в Антиохии не обращали внимания на дерзкую кучку повстанцев. Борьба пигмея с великаном. Но воинские отряды Иегуды Маккавея все растут по численности, а результат неизменен: греки терпят поражения в боях. Вскоре грекам стало не до шуток. И в бой пошли… слоны. Это военное новшество греки позаимствовали в Индии — на Ближнем Востоке слонов не знали. Но и слоны, столь несокрушимые на других фронтах, не помогли. После удивительных военных успехов Маккавеев стали раскрываться перед народом великолепие и мудрость этих слов — «Какая сила подобна Тебе, Всевышний?» Но это было только началом. Причиной восстания и его главным мотивом было противостояние Греции и Израиля в духовной плоскости — неприятие евреями чужого мировоззрения. Красиво и мощно проявился важнейший принцип, внесенный Всевышним в мир: — «Воздается Всевышним человеку (народу) в точном соответствии со смыслом и содержанием совершаемых им в жизни поступков». Поэтому именно в духовной плоскости произошло центральное событие, отмечаемое нами в Хануку. Еще до окончательной военной победы над греками была поставлена сложнейшая задача: отвоевать Иерусалим и очистить Храм от всех проявлений эллинизма, с тем чтобы служение проходило в точном соответствии с законом Торы. Только на такой основе — заново устроив жизнь в Иерусалиме и служение в Храме по Торе — можно было приступить ко второму этапу войны: сражаться за полное освобождение Земли Израиля от господства греков и эллинизма. Таковы были военные и духовные стороны поставленной задачи. С военной стороной евреи справились. Иерусалим и Храм были отвоеваны. Но как «запустить»служение в Храме, если для этого нужны «неоскверненные» (это слово употреблено здесь не в эмоциональном, а в строгом галахическом, т.е. сформулированном законами Торы, значении) храмовые предметы. Более того, если в отношении ряда предметов положение могло быть исправлено почти сразу, то в отношении масла для Меноры (семисвечника) делу нельзя было помочь в течение восьми дней! А ведь огонь Меноры — необходимая составная часть служения в Храме, символ света Торы. Не может служение быть без света Торы, не может война идти успешно без света Торы, не может жизнь быть хоть сколько-то правильной без света Торы.

Как стать достойным чуда?

Совсем неожиданно случилось небольшое чудо. Нашелся маленький кувшинчик с «неоскверненным» маслом. Но, увы, масла в нем должно хватить только на один день.И вот перед еврейскими мудрецами встала дилемма: не зажигать (пока что) Менору, с тем чтобы зажечь ее уже после восстановления запаса масла для непрерывного горения, или… или зажечь ее на один день как того требовал закон Торы (ибо масло на один день имелось, а служение Всевышнему ни в коем случае нельзя откладывать «на завтра»). В чем, собственно, состояла особенная сложность выбора? В том, что если бы мудрецы решились «запустить» служение в Храме, а на следующий день вынуждены были остановить его, это сказалось бы самым серьезным образом и на морали войск, и на состоянии народа в целом. Не надо забывать: война была в разгаре, а в народе были (как, сожалению, почти всегда) и сторонники Маккавеев, и сторонники греков — так называемые эллинисты, и, конечно же, колеблющиеся, выжидающие — «чья возьмет?». Да и огромная греческая армия была на подходе. В этих условиях руководители восстания рисковали тем, что столь успешно начатая война может закончиться полным поражением. Однако духовные руководители народа приняли решение: нужно поступить по законам Торы и зажечь Менору. И тут случилось великое чудо: масло не выгорело ни к концу первого дня, ни к концу второго, третьего, четвертого… Восемь дней горела Менора — до тех пор, пока не было готово новое неоскверненное масло. В этот критический момент Всевышний еще раз наглядно показал: если вы, евреи, мои дети, мой народ, сделаете один шаг в правильном направлении, Я помогу вам сделать остальные шаги, какими бы трудными они не казались. Даже если для этого потребуется чудо. Маккавеи победили. Победное шествие эллинизма по миру было остановлено. Великая греческая империя отступила — как скоро выяснилось, навсегда. Наши духовные ценности навсегда остались еврейскими ценностями…

Некоторые законы и обычаи Хануки

• Слово Ханука означает «завершение подготовки», начало функционирования; в данном случае речь идет о подготовке Храма к совершению установленных Торой служб.

• 25-е число месяца Кислев — первый день Хануки. Продолжается праздник восемь дней. День, как всегда, начинается с вечера. С окончанием предыдущего, 24-го дня месяца Кислев, как только начинает темнеть, в еврейских домах зажигают первую ханукальную свечу. Где именно зажигают? Во дворе, у двери подъезда. У двери квартиры. На подоконнике. Просто на столе в комнате. Главное, показать, напомнить себе и другим: свет Торы рассеивает тьму.

• Сколько свечей зажигают? В первый день — одну. Во второй — две. В третьей — три… а в восьмой — восемь. Обычно готовят заранее специальный подсвечник — «ханукию», уже имеющий восемь чашечек, т.е. вмещающий восемь свечей, необходимых для последнего дня Хануки.

• Свет ханукальных свечей -символ света Торы. И поэтому этим светом нельзя пользоваться для других, бытовых целей (чтение, хозяйственные работы и т.п. Чтобы застраховать себя от возможной случайной ошибки, рядом с ханукией зажигают другую свечу («шамаш»). Чашечка для служебной свечи может входить составной частью в ханукию, однако в таком случае она должна быть выше по уровню — так, чтоб легко можно было отличить шамаш от ханукальных свечей.

• Часто путают ханукию и Менору (в Храме) — семисвечник. Ханукия состоит из восьми чашечек (плюс, возможно, девятая для шамаша), а Менора, понятно, из семи

• Мы говорим свеча, свечи. Однако они не обязательно должны быть привычными восковыми. Многие предпочитают наливать в чашечки жидкое масло, особенно хорошо — оливковое, в память об оливковом масле, которое использовалось для Меноры в Храме.

• Обычно для зажигания свечей собирается вся семья. Приглашают родственников, друзей. Перед зажиганием произносят благословения: ( «браха», «благословение»): «Благословен Ты, Всевышний… заповедавший нам зажечь ханукальную свечу», и второе: Благословен Ты, Всевышний… совершивший чудеса с нашими отцами в те годы, в это время. Потом говорят или поют слова, определяющие суть ханукальных свечей: («эти свечи…»).
(В первый день произносят еще третье благословение: «Благословен Всевышний… давший нам дожить… этого времени»).
После этого читают или поют нечто вроде гимна, поэмы, (Твердыня, Оплот), где в поэтической форме излагаются основные исторические этапы еврейского народа

• Свечи должны гореть более 30 минут после начала нового дня. Поэтому в пятницу, когда ханукальные свечи зажигают, естественно, до субботних свечей, нужно запастись свечами гораздо большего размера, чтобы они продолжали светить и после наступления темноты.

• Если по какой-то причине не смогли зажечь свечи сразу после наступления темноты, можно их зажечь и позже, в любое время ночи (разумеется, не в субботу).

• Зажигает свечи глава семьи от имени всех остальных. Однако принято, чтобы дети тоже зажигали свои свечи.

• С детьми связан и другой обычай. В Хануку им дают — «ханукальные деньги». Ведь дети перенимают эстафету с тем, чтобы нести свет Торы в следующем поколении. И их как бы символически «снабжают» средствами на дорогу.

…В это время

Разбирая события, происшедшие «в те годы», мы закончили рассказ так: Маккавеи победили… шествие эллинизма было остановлено. Все верно. Шествие было остановлено. Но эллинизм не исчез. Да он и не может исчезнуть. Ему существовать в той или иной форме до окончания нынешнего этапа человеческой истории, пока народы мира не придут в Иерусалим для того, чтобы услышать слово Всевышнего, пока признание Всевышнего, любовь к нему не заполнит весь мир. А до этого эллинизм, трансформируясь из столетия в столетие называя себя различными именами (марксизм — всего лишь один из многочисленных примеров), всегда готов был войти в сердце еврея с тем, чтобы «окончательно победить». Там, в наших сердцах и проходит поле битвы сегодня в это время.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Разработка сайтов
Личный блог
Реклама Личный сайт Личный сайт