Бизнес Клуб Личный сайт Личный сайт

Пола Аккерман

Пола Аккерман

Сегодня я расскажу читателям об одной женщине. Ее жизнь можно, до определенного момента, считать вполне типичной для первой половины 20 века. Но должность, которую получила Пола Аккерман, первая в истории США женщина — раввин – это пример тех изменений, которые  не только внутри еврейского сообщества, весьма неоднородного, но, в целом, в обществе и в сознании людей, начиная с 19 века.

Хотя корни происходящего в то время стоит искать гораздо глубже, в эпохе Возрождения, неотъемлемыми чертами которой были гуманизация (человек и его земная жизнь становятся центром искусства и философии) и секуляризация (появляются светские литература, изобразительное искусство, философия и наука) духовной жизни. Гуманизация и секуляризация сделали возможными появление экспериментальной науки, так для ученых на первом месте оказалось соответствие гипотезы результатам экспериментов, а не религиозным текстам. Благодаря этому, со временем, стали возможны эффективные лекарства, новые технические устройства, представительская демократия, государственные системы социальной поддержки малоимущих, всеобщее избирательное право, законодательный отказ от расовой, религиозной, половой и сексуальной дискриминации.

Этот длительный и мучительный процесс происходит и сейчас, так как предрассудки, влияющие на наше восприятие окружающие мира, слишком глубоки. Но о причинах такого влияния предрассудков и о тех, кто их исследовал, я расскажу в других заметках, благо персонажей более чем достаточно.

Итак, наша сегодняшняя героиня –американка Пола Аккерман – первая женщина – раввин в истории американских общин неортодоксального иудаизма. Из уроков истории, книг и фильмов мы знаем, насколько ограничен был список профессий, которыми могла заниматься женщина. Особенно тяжело приходилось девушкам им «приличных» семей, для них сложность заключалась в том, что не всякое занятие считалось «пристойным» с точки сохранения социального статуса и позволяло в будущем выйти замуж за ровню.

До середины 20 века для женщин фактически были закрыты: медицина, академическая среда, высший менеджмент, политика и ряд других сфер. Так как считалось, что уделом женщины является ведение хозяйства и воспитание детей, то и работали образованные женщины чаще всего экономками, секретарями, медсестрами, воспитателями и школьными учителями. Некоторым везло больше, и они становились фотографами, писателями или репортерами. К женщинам-актрисам постепенно переставали относиться как проституткам. Но никто не думал о женщине в качестве духовного лидера религиозной общины.

Существовала дискриминация при оплате труда, во многих странах замужняя женщина, желающая устроиться на работу, должна была получить письменное согласие своего мужа, она также не могла иметь собственный счет в банке, оформить на себя кредит. Вплоть до второй половины 19 века женщины, фактически, не имели никаких имущественных прав, в случае развода, который было ох как не просто получить, она не могла претендовать даже на возврат приданного. Между прочим, одним из активных борцов за имущественные и политические права женщин была Эрнестина Роуз (1810-1892),  дочь ортодоксального раввина из Польши, одна лидеров радикальных суфражисток, публицист и изобретатель. И позже я ней я обязательно расскажу.

Во время Второй Мировой войны многие женщины были вынуждены (или получили возможность) освоить профессии, традиционно считавшимися мужскими и весьма успешно с ними справлялись. Но после войны консервативная часть общества попыталась восстановить довоенное положение вещей и вновь ограничить сферу женской активности исключительно ведением домашнего хозяйства, заботе о муже и детях.

Тем не менее, к 1950 году, благодаря активному гражданскому протесту, в США женщины уже несколько десятилетий как получили избирательное право, функционируют женские колледжи и есть женщины-профессора, но женщин-священнослужителей нет.

Но одна члены небольшой реформисткой общины рискнули и предложили вдове своего внезапно скончавшегося раввина занять его должность и исполнять его обязанности. Вдову звали Пола Аккерман и назвать ее обычной домохозяйкой все-таки сложно.

Пола (Герсковиц) Аккерман родилась в городе Пенсакола, штат Флорида, 7 декабря 1893 года. Ее родители, Дора и Джозеф, были людьми весьма традиционных взглядов, что окажет драматическое влияние на ее собственную судьбу. Семья принадлежала к реформистской общине, поэтому у Полы было больше возможностей для личной реализации, так как реформистский иудаизм изначально выступал за расширение  прав женщин,  но, тем не менее, она не могла полностью распоряжаться своей жизнью.

Отец, воспитанный в ортодоксальной семьи, изначально хотел дать еврейское образование только сыновьям, но увидев, что дочь хочет учиться вместе с братьями, приглашает ортодоксального раввина, который дает девочке уроки Торы, в дополнении к тем, что она получает в школе при синагоге. Помимо религиозного, дети Герсковицей получили и полноценное светское образование. В 1911 году Пола успешно оканчивает школу и становится стипендианткой Колледжа Софии Ньюкомб в Новом Орлеане. Девушка мечтает изучать медицину, но отец считает карьеру врача неподходящей для женщины и Пола отказывается от своих планов.

Вскоре семья начинает испытывать финансовые трудности и чтобы помочь родителям, Пола начинает работать. Она преподает латинский язык и математику старшеклассникам, а также дает частные уроки музыки. Помимо работы в школе, молодая женщина руководит общинным хором. В это же время она знакомится со своим будущим мужем, Уильямом Аккерманом, недавно ставшим раввином в синагоге, к которой принадлежала семья Полы и в которой работала она сама. В 1923 году супруги переезжают в Миссисипи, а 1924 году муж Полы получает должность в городе Меридиан и Аккерманы переселяются туда.

Лишившись в юности возможности  заниматься любимым делом, Пола не сдалась и не стала стандартной «хорошей женой». Она активно участвовала в жизни общины, которой руководил ее муж, вела занятия с детьми и проводила службы, заменяя мужа во время его отсутствия.  Так же она входила в совет National Federation of Temple Sisterhoods (Национальной федерации сестринств Храма), организации, объединявшей представительниц реформистского иудаизма. Свою задача члены организации видели, в том числе и в том, чтобы дать возможности замужним женщинам проявить себя вне сферы домашнего хозяйства. Будучи верующими и не желая напрямую нарушать традиционный для того времени порядок вещей, участницы организации помогали женщинам-членам общин посмотреть на свои обязанности по-новому, распространив понятие дома на всю общину. Таким образом, благополучные женщины, желавшие проявить себя, но не желавшие бросать вызов существовавшим традициям, могли делать что-то полезное за пределами собственного хозяйства, не испытывая душевного дискомфорта. Федерация сестринств способствовала открытию центров взаимопомощи, где желающие на добровольных началах занимались с детьми работающих соседок, так же всячески приветствовались внутриобщинные праздники и благотворительные мероприятия, организацией которых также занимались женщины.

В 1950 году Пола Аккерман стала вдовой. После смерти ее мужа, совет общин предложил Поле временно исполнять обязанности раввина до того момента, пока не будет назначен постоянный раввин. Не смотря на сопротивление некоторых членов совета, которые не хотели видеть в этой должности женщину, не смотря на отсутствие официального звания и систематического образования, а также собственные сомнения, Пола получила эту должность и успешно справлялась со своими обязанностями на протяжении трех лет. Уйдя в отставку, Пола продолжила преподавательскую и организационную деятельность. Она умерла в 1989 году, в возрасте 96 лет.

Виктория Кравцова

По материалам сайтов:

http://jwa.org

http://americanjewisharchives.org

http://www.eleven.co.il

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.


Реклама Личный сайт Личный сайт